Обучение – процесс систематической, организованной, целенаправленной передачи знаний, навыков, умений социального опыта от обучающего к обучаемому.

Обучение в сестринском деле состоит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким с целью удовлетворения нарушенных потребностей пациента в самоуходе, максимальной адаптации пациента в болезни и пропаганды здорового образа жизни.

Сферы обучения:

- познавательная (человек узнаёт и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает важную информацию от второстепенной);

- эмоциональная (человек, получив новую информацию, изменяет своё поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов; активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально);

- психомоторная (человек овладевает умениями благодаря умственной и мышечной деятельности; обучаться новым типам движения; способен изменить двигательную реакцию в нестандартной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия; готов выполнить часть действия психологически, физически и эмоционально).

Методы обучения - это способы совместной деятельности обучающего и обучаемого, направленные на решение задач обучения. К ним относятся:

  • словесный (объяснение, рассказ, беседа, работа с книгой);
  • наглядный (демонстрации и иллюстрации);      
  • практический (упражнения, отработка техники подсчета пульса и измерения артериального давления, смена повязок и т.д.).

Приемы обучения - совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении:

1) наблюдение - восприятие;

2) запоминание - повторение;

3) анализ - обобщение, коррекция.

Средства обучения – это объекты, используемые в качестве носителей информации в учебном процессе и/или инструментов деятельности обучающего. Выделяют следующие группы средств обучения:

  • учебно-наглядные пособия (медицинский атлас, различные виды шприцев, ингаляторы, плакаты, макеты, фотографии, схемы и графики и др.);
  • вербальные (словесные) средства обучения (учебно-методическая литература, словари, письменные инструкции и др.);
  • специальное оборудование (тренажеры, медицинские инструменты, перевязочный материал и др.);
  • технические средства обучения (аудио- и видеозаписи, учебные фильмы, обучающие компьютерные программы и др.).

Способы обучения:

1) формальное и неформальное;

2) индивидуальное и коллективное (групповое).

Формальное обучение пациента проводится в медицинской организации или домашней обстановке, при этом медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение артериального давления) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора по лечебной физкультуре, массажиста, диетолога.

Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д.

Групповое обучение имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.

Факторы обучения:

  1. желание и готовность (пациента, родственника);
  2. способность к обучению (возраст. состояние здоровья, состояние сознания, умственные способности);
  3. окружающая обстановка (время, температура, тишина, мебель, музыка, освещение).

Этапы учебного процесса:

1-й этап - оценка исходного уровня знаний и умений пациента и/или его родственников

2-й этап - определение целей, планирование содержания и методов обучения

3-й этап - реализация плана обучения

4-й этап - оценка результатов обучения

При обучении придерживаться следующих правил:

  • избегать сложных медицинских терминов;
  • выделять главное;
  • использовать конкретные примеры;
  • соблюдать последовательность в обучении;
  • стремитесь при обучении от передачи знаний переходить к умению и навыку.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Расскажите о роли обучения в сестринском деле.
  2. Определите функции медицинской сестры как преподавателя.
  3. Назовите сферы обучения в сестринском деле.
  4. Перечислите методы обучения.
  5. Перечислите виды учебных занятий.
  6. Назовите средства обучения.
  7. Охарактеризуйте формальное и неформальное обучение.
  8. Назовите этапы учебного процесса.
  9. Какие факторы необходимо учитывать при планировании обучения?
  10. Перечислите условия эффективного обучения.