Обучение – процесс систематической, организованной, целенаправленной передачи знаний, навыков, умений социального опыта от обучающего к обучаемому.
Обучение в сестринском деле состоит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким с целью удовлетворения нарушенных потребностей пациента в самоуходе, максимальной адаптации пациента в болезни и пропаганды здорового образа жизни.
Сферы обучения:
- познавательная (человек узнаёт и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает важную информацию от второстепенной);
- эмоциональная (человек, получив новую информацию, изменяет своё поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов; активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально);
- психомоторная (человек овладевает умениями благодаря умственной и мышечной деятельности; обучаться новым типам движения; способен изменить двигательную реакцию в нестандартной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия; готов выполнить часть действия психологически, физически и эмоционально).
Методы обучения - это способы совместной деятельности обучающего и обучаемого, направленные на решение задач обучения. К ним относятся:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа, работа с книгой);
- наглядный (демонстрации и иллюстрации);
- практический (упражнения, отработка техники подсчета пульса и измерения артериального давления, смена повязок и т.д.).
Приемы обучения - совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении:
1) наблюдение - восприятие;
2) запоминание - повторение;
3) анализ - обобщение, коррекция.
Средства обучения – это объекты, используемые в качестве носителей информации в учебном процессе и/или инструментов деятельности обучающего. Выделяют следующие группы средств обучения:
- учебно-наглядные пособия (медицинский атлас, различные виды шприцев, ингаляторы, плакаты, макеты, фотографии, схемы и графики и др.);
- вербальные (словесные) средства обучения (учебно-методическая литература, словари, письменные инструкции и др.);
- специальное оборудование (тренажеры, медицинские инструменты, перевязочный материал и др.);
- технические средства обучения (аудио- и видеозаписи, учебные фильмы, обучающие компьютерные программы и др.).
Способы обучения:
1) формальное и неформальное;
2) индивидуальное и коллективное (групповое).
Формальное обучение пациента проводится в медицинской организации или домашней обстановке, при этом медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение артериального давления) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора по лечебной физкультуре, массажиста, диетолога.
Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д.
Групповое обучение имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.
Факторы обучения:
- желание и готовность (пациента, родственника);
- способность к обучению (возраст. состояние здоровья, состояние сознания, умственные способности);
- окружающая обстановка (время, температура, тишина, мебель, музыка, освещение).
Этапы учебного процесса:
1-й этап - оценка исходного уровня знаний и умений пациента и/или его родственников
2-й этап - определение целей, планирование содержания и методов обучения
3-й этап - реализация плана обучения
4-й этап - оценка результатов обучения
При обучении придерживаться следующих правил:
- избегать сложных медицинских терминов;
- выделять главное;
- использовать конкретные примеры;
- соблюдать последовательность в обучении;
- стремитесь при обучении от передачи знаний переходить к умению и навыку.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
- Расскажите о роли обучения в сестринском деле.
- Определите функции медицинской сестры как преподавателя.
- Назовите сферы обучения в сестринском деле.
- Перечислите методы обучения.
- Перечислите виды учебных занятий.
- Назовите средства обучения.
- Охарактеризуйте формальное и неформальное обучение.
- Назовите этапы учебного процесса.
- Какие факторы необходимо учитывать при планировании обучения?
- Перечислите условия эффективного обучения.