50 Московская область

     Изучение любой дисциплины начинается с ответа на вопросы: что же это за наука, что она призвана исследовать, и каким образом?

     1) Что же такое психология как наука?
     2) Что является предметом изучения психологии в наше время?
     3) Какие методы (способы, приемы) позволяют получить сведения о явлениях, изучаемых психологией?

     Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология – это наука о психике и психических явлениях.

     Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

     Психические явления делятся на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.


     Сознание – высшая форма психического отражения действительности, позволяющая контролировать поведение и деятельность человека.

     Высшим органом психики является мозг.

     Основные различия житейских и научных психологических знаний

     

     Основные методы психологического исследования:

     - наблюдение – целенаправленное и осознанное отслеживание изменений в каких-либо процессах или событиях, при условии невмешательства в них наблюдающего;

     - эксперимент – целенаправленное отслеживание какого-либо процесса в ситуации регламентированного изменения его отдельных характеристик и условий протекания (предполагает специальную организацию ситуации исследования и активное вмешательство в нее исследователя).

     Вспомогательные методы:

     - психодиагностические методы:
          o   тестирование;
          o   методы опроса (анкетирование) и диалогические методы беседа, интервью);
          o   интерактивные методы;

     - психобиографические метода (психологический анализ биографических материалов);

     - психогенетические методы (например, близнецовый метод);

     - социометрия (социометрические методы),

     - психосемантические методы,

     - анализ продуктов деятельности.

     Схема психологического исследования:

    1) подготовительный этап (формулировка проблемы и выдвижение гипотезы исследования);

    2) собственно исследование (проверка гипотезы);

    3) обработка данных эмпирического исследования (количественный и качественный анализ);

    4) интерпретация полученных результатов.