Применение информационных технологий (IT) в учебно-воспитательном процессе
Под информационной технологией понимается совокупность методов, средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, позволяющих расширить знания людей, повысить надежность и оперативность управления процессами (техническими и социальными). 
Информационные технологии всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в докомпьютерную эпоху, и в настоящее время. Однако только с внедрением ЭВМ в образовательный процесс термин "информационные технологии" стал ассоциироваться с применением персональных компьютеров.
Первые представления об использовании ЭВМ в процессе обучения возникли в середине ХХ в. и были связаны с идеями технического перевооружения педагога, автоматизации его труда. Общая логика сводилась к следующему: ЭВМ предлагает обучающимся порции учебного материала и устанавливает их последовательность, исходя из ответов обучаемого на контрольные вопросы после каждой порции.
Существенный вклад в формирование и развитие теории этого программированного обучения внесли Б. Скиннер (разбиение учебного материала на порции, в основе лежит линейное программирование, по мере приближения к цели — поощрение), Н. Краудер (разветвленное программирование), П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн (поэтапное формирование умственных действий).
Именно технические средства и методы программированного обучения создали необходимые предпосылки перехода к компьютерной технологии обучения. Компьютер правомерно рассматривать шире, чем просто новое техническое средство. Он выступает одновременно  и как средство обучения, и как предмет изучения, и как средство управления деятельностью образовательного учреждения.
Информационная технология обучения (ИТ, от англ. information technology, IT) является одной из педагогических технологий. 
Это отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых применяются средства информатизации. 
Компьютерные технологии - лишь одна из составляющих частей информационных технологий, эти термины не являются синонимами. 
В связи с широким использованием средств коммуникаций в современном обществе термин "информационные технологии обучения" трансформировался в "информационно-коммуникационные технологии обучения".
Информационно-коммуникационная технология обучения (ИКТО) включает организацию и управление учебным процессом и познавательной деятельностью обучающихся с использованием компьютерной техники, программного и методического обеспечения, коммуникационной образовательной среды для получения определенных, заведомо ожидаемых результатов.
К числу бескомпьютерных информационных технологий относятся бумажные, оптические, электронные технологии.
     - Бумажные: это учебники, учебно-методические пособия.
     - К оптическим относятся различные проекторы (эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы).
     - Электронные — это телевизоры и проигрыватели лазерных дисков.
К компьютерным информационно-коммуникационным технологиям относятся:
     — технологии, использующие цифровые образовательные ресурсы на основе динамического гипертекста,
     — мультимедиатехнологии, позволяющие использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме;
   — технологии дистанционного обучения, среди которых основными являются: кейсовая, интернет-технология, телевизионно-спутниковая.
Цифровой образовательный ресурс - это некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Основной задачей внедрения ЦОР является моделирование среды обучения для самостоятельной работы обучающегося в индивидуальном темпе и, при необходимости, неограниченного права многократного доступа к любым информационным ресурсам, в том числе и к учебному материалу для самоподготовки и самоконтроля.
По функциональному назначению ЦОР делятся на:
      — демонстрационные (визуализация, обеспечение наглядное представление информации);
      — тренинговые (для отработки разного рода умений и навыков); 
      — диагностирующие и тестирующие; в том числе и для самоконтроля результатов обучения;
      — моделирующие (объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);
      — коммуникативные (доступа к любой информации в локальных и глобальных сетях, удаленное интерактивное взаимодействие);
      — сервисные (обеспечивают безопасность и комфортность работы пользователя на компьютере),
     — досуговые, учебно-игровые для организации досуга, внеклассной работы в целях воспитания и личностного развития обучаемых.
ЦОР по образовательно-методическим функциям подразделяются на:
1. Электронные учебники: прототипы традиционных учебников; оригинальные электронные учебники; предметные обучающие системы; предметные обучающие среды.
2. Электронные учебные пособия: репетиторы; тренажеры; обучающие; обучающе-контролирующие; игровые; интерактивные; предметные коллекции; справочники и словари; практические и лабораторные.
3. Электронные учебно-методические комплексы (УМК): предметные миры; программно-методические комплексы; предметные учебно-методические среды; инновационные УМК.
4. Электронные издания контроля: тесты; тестовые задания; методические рекомендации по тестированию; инструментальные средства.
Организация учебного процесса в колледже с применением информационных технологий обеспечивают: 
- доставку обучающимся основного объема изучаемого материала; 
- интерактивное взаимодействие обучающихся и преподавателей в процессе обучения; 
- предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала; 
- контроль знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.
Традиционные, уже привычные нам технологии: это бумажные и электронные версии, созданные в текстовых редакторах, программы презентации, я пропущу и перейду сразу к интерактивным, динамическим цифровым образовательным ресурсам в сети Интернет.
Начну с общедоступного ресурса - сайт образовательной организации. Он содержит преимущественно ознакомительную информацию о колледже, его работе, графике учебного процесса, ФГОС по специальности, содержание основной профессиональной образовательной программы, аннотации к рабочим программам, сведения о педагогическом коллективе, новостную ленту, где размещается анонсы и отчеты проведенных мероприятий. Сайт пользуется популярность преимущественно среди абитуриентов и их родителей.
Неотъемлемой атрибутикой общения студентов являются социальные сети. Они позволяют студентам максимально быстро обмениваться информацией. Наиболее популярна в настоящее время - сеть «ВКонтакте». Поэтому мы создали в этой сети создана группу для студентов и преподавателей филиала. Группа закрытая, что это позволяет защищить студентов от нежелательной информации.
Группа охватывает на сегодняшний день 92% студентов и 30% от числа преподавателей.
Для получения сведений, касающихся применения информационных технологий в жизни студентов, была разработана анкета-опросник, включающая в себя 15 вопросов. Опрос специально проводился в социальной сети вКонтакте с дополнительной целью - выявления активности студентов. В анкетировании приняли участие 108 студентов различных курсов Польского филиала.
Каждый студент в процессе обучения используют информационные технологии: для поиска информации, подготовки к занятиям. 61% от общего числа студентов филиал активно используют Интернет.
На вопрос «Чем чаще всего вы пользуетесь для подготовки к занятиям и профессионального развития?» большая часть респондентов (68,5%) отметили Интернет-ресурсы, треть – печатные издания (учебники, пособия).
Что в принципе, обоснованно: интернет-ресурсы быстры, удобно, конкретны, с точки зрения, обучающегося, а печатные издания всегда под рукой, т.к. выдаются библиотекой.
78% среди опрошенных имеют доступ к сети Интернет как с домашнего компьютера, так и с телефона или планшета. При этом 82% респондентов предпочитают выходить в сеть через мобильное устройство.
На вопрос «Всегда ли вы находите необходимую информацию в сети Интернет?» ответили «всегда» 18,5%, «Да, практически всегда» ответили 50,9% студентов, треть опрошенных (30,6%) не всегда находят необходимую информацию.
Согласно результатам получился вот такой рейтинг применяемых браузеров, поисковых систем и почтовых услуг.
Среди используемых браузеров преобладают Гугл Хром, Яндекс Браузер и Опера. Самыми популярными поисковыми системами в России являются Яндекс (45 %) и Google (35 %), предпочтения наших студентов равноценно разделились между ними.
Электронную почту имеют 90% респондентов, в тройку лидеров входят: майл.ру, gmail.com и ЯндексПочта.
На вопрос "Где вам больше нравится получать информацию по вопросам учебы в колледже?" большая часть респондентов 61% отметила группу в социальной сети. Очень приятно, то 36% предпочитают традиционную форму в виде сообщений на занятиях, собрания и классных часах. Так как мы дублируем каждую новость, размещенную на официальном сайте в новостной ленте вКонтакте, то понятны низкие показатели официального сайта филиала.
На вопрос «Какие занятия кажутся вам более интересными – занятия с использованием презентаций или без них?» 79% респондентов ответили в пользу презентаций.
На вопрос "Как часто необходимо использовать презентации и фильмы" мнения разделились:
38,1% опрошенных предпочитают их использование практически на всех занятиях,
35,5% - не более 2-х занятий в день,
15,5% - не более 1 занятия в день,
12,4% - только 1 раз в неделю.
В соответствии с СанПиНом для обучающихся старших классов существует норматив непрерывной работы. Это 25-30 минут!
Распространение педагогического опыта может проводиться на конференциях, фестивалях, а также на сайтах различных профильных издательств и сообществ, это учитывается при аттестации на присвоение квалификационной категории. Особое значение имеет организация собственного сайта. Существуют различных хостинги, предоставляющие домен и конструктор для его создания.
Мой персональный сайт был создан 1 сентября 2011 года с применением конструктора сайтов UCOZ. Сайт ориентирован на студентов медицинских колледжей и училищ, обучающихся по специальности Сестринское дело, а также на преподавателей профессиональных модулей. Название сайта было выбрано не случайно. Еще Н.И. Пирогов подметил, что «сестра милосердия должна быть с хорошим техническим образованием и непременно иметь чувственное сердце».
На сайте размещена информация по профессиональному модулю "Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными" и по разделу "Технологии выполнения простых медицинских услуг"..
Раздел «Портфолио» включает материалы, отражающие достижения преподавателя, что позволяет судить о процессе индивидуального развития и роста.
Раздел «ПМ.04» содержит разнообразные информационные материалы по соответствующему профессиональному модулю. Включает в себя 3 междисциплинарных курса. В каждом МДК имеется перечень тем для изучения. Материалы представлены в виде: 
- текстовых документов (форматы doc, pdf), в т.ч. нормативная документация по профессиональной деятельности;
- презентаций в формате pdf; 
- интерактивных flash-презентаций, что позволяет ознакомиться с презентацией без необходимости скачивания, разархивирования и т.п.;
- видеофайлов (визуализация медицинских манипуляций).
В разделе «Каталог статей» размещены материалы для студентов для подготовки к экзамену по профессиональному модулю, дополнительные материалы по выбранной специальности и т.п.
Раздел «Методическая копилка» создан в целях диссеминации педагогического опыта и содержит методический материал для проведения разнообразных мероприятий.
В разделе «Гостевая книга» каждый посетитель сайта после авторизации может оставить комментарий, свои замечания и пожелания. Однако в связи с тем, что некоторые пользователи оставляют разнообразные рекламные ссылки, не имеющие отношения к направлению деятельности сайта, каждое сообщение перед размещением проходит проверку модератором (администратором сайта). В разделе «Полезные ссылки» каждый посетитель сайта может быстро перейти на официальные страницы организаций по профилю сайта.
Раздел «Тесты», «Кроссворды» предназначен как для самоконтроля студентами своих знаний в ходе самостоятельной работы, так и для контроля знаний студентов преподавателем. Тесты используются также для выявления факторов риска и профилактической работы медсестры. Для создания тестов используется конструктор тестов UCOZ и Online Test Pad. В разделе «Новости» размещается актуальная информация: поздравления с праздниками, объявления о конкурсах и победителях конкурса. Раздел «Познавательно» (или ранее «Это интересно») ведется с ноября 2014 года и содержит периодически пополняемую информацию для привлечения внимания пользователей к проблемам охраны здоровья, профилактики заболеваний и положительной жизненной мотивации.
На боковой панели сайта слева с помощью конструктора UCOZ для удобства пользования размещено меню, поисковое окно, виджеты (календарь, калькулятор), актуальные ссылки («Полезные советы», Интернет-курс «5 моментов гигиены рук»), блок «Опросы». Для быстрой авторизации на сайте используется блок входа через персональные доступы сетей вКонтакте, Одноклассники, Яндекс, Facebook, Google+, Twitter.
Каждого пользователь вводит свой логин и пароль.
Сайт доступен с мобильных устройств и планшетных ПК.
Данный ресурс является очень популярным среди студентов, т.к. является неоспоримым помощником для самообучения и подготовке к сдаче дисциплин.
Современный интерактивный модульный курс для медицинских сестер был разработан немецким центром Bode-Science, однако имеет русскоязычную версию. Интернет-курс посвящен проблеме обработки рук "5 моментов гигиены рук", разделен на модули по манипуляциям, каждый из которых имеет базовые и продвинутый уровни, после успешного прохождения которых можно получить сертификат.
К основным преимуществам IT в образовательно-воспитательном процессе можно отнести:
— повышение доступности образования, с расширением форм его получения;
— развитие личностно ориентированного обучения;
— создание единой информационно-образовательной среды обучения;
— независимость образовательного процесса от места и времени обучения;
— обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории обучения;
— развитие самостоятельной поисковой, в том числе творческой, деятельности обучающегося;
— повышение мотивационной стороны обучения;
— развитие личности обучаемого, подготовка его к жизни в условиях информационного общества;
— повышение наглядности обучения;
— автоматизация процессов диагностики и контроля.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аминов И. Б., Суяров А. М. Применение информационных технологий для организации учебного процесса в колледже // Молодой ученый. - 2016. - №3. - С. 768-769.
2. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 304 с.
3. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гос. ун-та, 2013. - 227 с.
4. Сальникова С.Н., Коннов В.В., Сальников В.Н. Информационные технологии в процессе обучения студентов // Саратовский научно-медицинский журнал, 2013. - Т. 9, № 2. - С. 338-340.
Категория: Мои статьи | Добавил: fsn (12.09.2019)
Просмотров: 593 | Рейтинг: 5.0/1