Реализация технологии концентрированного обучения на практических занятиях по профессиональным модулям

Идею концентрированного обучения впервые высказал Я.А.Коменский; эту идею поддерживали многие ученые (К.Д. Ушинский, В.В. Розанов, П.П. Блонский); ее реализовывали на практике отдельные педагоги (Б.Ф.Райский, М.П. Щетинин), она была распространена в ряде стран (США, Швеция, Германия). Представленный  подход  к  организации  обучения  получил  распространение  в  рамках  деятельности  современной  профессиональной  образовательной  организации, поскольку  обозначенная  технология  способствует  формированию  системы  знаний,  обеспечивает  единство  теоретической  и  практической  подготовки  обучаемых,  развитие  профессионально  значимых  качеств  личности,  востребованных  современным  рынком  труда.

«Концентрированное  обучение - это  технология  организации  обучения,  в  течение  короткого  или  длительного  периода,  которого  осуществляется  концентрация  энергии  и  рабочего  времени  обучаемого  при  изучении  одной  или  нескольких  дисциплин»  (Г.И. Ибрагимов).

Целью  концентрированного  обучения (технология «погружения) является  повышение  качества  обучения  и  воспитания  обучаемых  путем  создания  оптимальной  организационной  структуры  учебной  дисциплины . Такая  организация  обучения  предусматривает  усвоение  учебной  дисциплины  за  концентрированный  промежуток  времени. 

Концентрированное обучение – технология организации обучения, при которой осуществляется концентрация познавательной энергии обучающихся и их рабочего времени за счет объединения занятий в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели. Таким образом на занятиях по профессиональным модулям, в частности, ПМ.04 и ПМ.02, строятся по технологии " погружения" в практическую деятельность.

Концентрированное обучение опирается на ряд принципов:

- концентрация учебного материала во времени (малопредметность; ведение материала укрупненными блоками; оптимизация распределения учебного материала);

- интенсивность обучения (насыщенность видами и формами учебной работы; плотность общения; интерактивные формы);

- учет психофизиологических особенностей человека (соответствие закономерностям динамики работоспособности; учет закономерностей восприятия и запоминания информации человеком).

В технологии «погружения» обучение «концентрируется» на определенном предмете и позволяет интенсифицировать учебный процесс, предполагает реорганизацию традиционного обучения. Практические занятия по ПМ.04 "Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными" и раздел "Технология выполнения простых медицинских услуг" в рамках ПМ.02 "Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах" проводятся циклами - по 4 часа 6 дней в неделю (24 академических часа из 36 максимально возможных в рамках учебной недели).

Занятия включают в себя этапы:

- организационный;

- мотивационный;

- изучение материала информационного блока;

- демонстрационно-информационный блок;

- закрепление нового материала (отработка алгоритмов манипуляций, обсуждение заданий в группах, решение ситуационных задач и т.п.);

- контрольный блок;

- подведение итогов занятия.

Технология концентрированного обучения (технология «погружения) дает преподавателю возможность, наблюдая деятельность практически каждого обучающегося в течение каждого занятия, помочь им в кратчайшие сроки адаптироваться в новых условиях.

Цель концентрированного обучения – повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания.

В такой модели технологии «погружения» достигается целостное усвоение содержания, активизируются познавательная деятельность учащихся, успешно развиваются их познавательные интересы, она вписывается в систему профессионального обучения и не требует каких-либо радикальных ее преобразований.

Непосредственно "погружение" в практическую деятельность происходит во время отработки манипуляций и решения ситуационных задач, направленных на выработку стратегии обучения пациента и/или его родственников. Студенты делятся на группы по 2-3 человека: "медицинский работник - пациент" или "медицинский работник - пациент - эксперт".  Во время совместной работы студентов между собой и преподавателя лучше и глубже усваиваются знания, формируется способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке, сотрудничеству, деловому общению. В результате вырабатываются стандартизированные подходы к проведению манипуляций:

- подготовка к процедуре, включающая установление контакта с пациента, получение добровольного информированного согласия, сбор необходимого оснащения, информирование пациента о цели и ходе процедуре;

- выполнение процедуры, инструктирование пациента по ходу манипуляции;

- завершение процедуры, включающая обеззараживание используемых материалов, оценку полученного результата и фиксацию процедуры в медицинской документации.

В процессе работы студенты лучше узнают друг друга, причины затруднений, конфликтов, интересы и способности каждого из  них, развивается чувство долга, ответственности, формируются профессионально важные черты характера, социально значимая направленность личности.

В качестве недостатков технологии концентрированного обучения (технологии "погружения") можно отметить то, что студент, пропустивший занятие (занятия) по тем или иным причинам, начинает серьезно отставать от своих коллег. Самостоятельно изучить большой объем информации студенту бывает очень трудно, а порой и невозможно при пропуске целого цикла. Поэтому чрезвычайно важно мотивировать студентов к посещению занятий, а также предоставлять возможность внеаудиторной подготовки с помощью методической разработки к занятию, включающей в себя информационный блок, алгоритм выполнения манипуляции и задания по самоконтролю.

Таким образом, технология погружения в профессиональную деятельность необходима для подготовки профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи, видеть, формулировать проблемы, самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную и профессиональную деятельность.  Ориентация при применении технологии направлена на формирование системы профессиональных практических умений, развитие клинического мышления, мыслительной активности.

Категория: Мои статьи | Добавил: fsn (06.02.2020)
Просмотров: 186 | Рейтинг: 5.0/1