Симуляционные технологии как способ формирования общих и профессиональных компетенций
Вектор медицинского образования направлен на формирование компетенций выпускника. 
Компетенция – интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамическая совокупность знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. 
На формирование компетенций направлены все формы образовательной деятельности: лекции, семинары, практические занятия и пр. 
Теоретическая база - первый этап на пути к освоению всей матрицы компетенций специалиста, а полученные знания требуют дальнейшего подкрепления практическими умениями. 
Первый практический опыт обучающийся получает именно с помощью симуляционных методик. 
Активно применяются различные фантомы, модели, муляжи, тренажеры. В последние десятилетия стремительно внедряются и сложные виртуальные симуляторы и системы управления. Всё это позволяющие с определенной степенью достоверности моделировать манипуляции, клинические ситуации и другие аспекты профессиональной деятельности для формирования и развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций специалиста. 
Основными преимуществами симуляционного тренинга являются: 
- опыт без риска для пациента; 
- неограниченное число повторов отработки навыка; 
- объективная оценка достигнутого уровня мастерства; 
- тренинг в удобное время, отработка действий при редких и жизнеугрожающих состояниях; 
- снижен стресс при первых самостоятельных манипуляциях; 
- часть функций преподавателя берет на себя виртуальный тренажер [Горшков М.Д., 2009]. 
Тренинг с применением симуляционных технологий не может заменить традиционные формы практического обучения в клинике. Однако целый ряд практических навыков и умений целесообразнее и эффективнее осваивать не у постели больного или операционного стола, а на доклиническом этапе. Внедрение такой двухступенчатой модели позволяет повысить эффективность всего учебного процесса в целом. 
Законодательно допуск к участию в оказании медицинской помощи гражданам могут получить лишь те обучающиеся, которые имеют практические навыки участия в оказании медицинской помощи гражданам, в том числе приобретенные на моделях (симуляторах) профессиональной и/ или фармацевтической деятельности. 
В начавшейся в 2016 году аккредитации специалистов предусмотрена оценка практических навыков (умений) в стандартизированных симулированных условиях на пяти станциях, имитирующих различные клинические ситуации, с использованием стандартизированной шкалы оценки, что обеспечит объективность оценки клинических умений. 
Накопленный опыт позволил создать целую систему симуляционного обучения. 
МакГаги (1999) описывает симуляцию как «человека, устройство или набор условий, которые позволяют аутентично воссоздать актуальную проблему. Студент или обучаемый должен отреагировать на возникшую ситуацию таким образом, как он это сделал бы в реальной жизни». 
Дэвид Габа (2004), профессор Стэнфордского университета, предложил более подробное определение этого термина, согласно которому симуляция – это «техника, которая позволяет заместить или обогатить практический опыт обучаемого с помощью искусственно созданной ситуации, которая отражает и воспроизводит проблемы, имеющие место в реальном мире, в полностью интерактивной манере». 
Симуляционное оборудование подразделяется по 7 уровням реалистичности. 
1. Визуальный (анатомические модели, печатные плакаты, схемы, обучающие компьютерные программы). Отрабатывается понимание действий будущих действий. Визуализация - базовая неотъемлемая часть любого практического навыка). 
2. Тактильный (отрабатываются мануальные навыки, их моторика - последовательность скоординированных движений в ходе выполнения манипуляции. В результате обучения приобретается практический навык) 
3. Реактивный (простейшие активные реакции фантома на типовые действия курсанта - например, при правильно выполненном непрямом массаже сердца загорается лампочка). 
4. Автоматизированный (сложные реакции манекена на внешние воздействия) 
5. Аппаратный (обстановка медицинского подразделения) 
6. Интерактивный (робот-симулятор + медоборудование+курсант) 
7. Интегрированный единая система (робот-симулятор пациента + виртуальный тренажер + медицинская аппаратура) 
Правило утроения: при переходе на последующий уровень реалистичности стоимость симуляционного оборудования увеличивается втрое. 
Структура симуляционного обучения на практическом занятии имеет несколько последовательных этапов
1. Входной контроль (контроль исходного уровня знаний). 
2. Брифинг - инструктаж, обсуждение теоретического материала, мини-лекция, фиксация "ключевых" положений, постановка целей и задач тренинга 
(до 20% времени); 
3. Основной этап - работа с симуляторами (тренажерами, фантомами, манекенами и др.). 
4. Дебрифинг - разбор полученных результатов при работе на симуляторах, разбор ошибок. 
5. Обратная связь - обсуждение положительных и отрицательных моментов, возникших в ходе занятия, итоговое выполнение (до 10% времени). 
Условно, исходя из учебных целей, тренинги можно подразделить на следующие виды
• Тренинг технических навыков (демонстрация эталонного исполнения навыка с пояснениями, самостоятельное выполнение задания) 
• Клинический сценарий (отработка действий в определенной клинической ситуации) например, проведение реанимационных мероприятий пострадавшему случайным прохожим 
• Тренинг с отработкой коммуникативных навыков (общение с пациентом) 
• Командный тренинг (упор здесь делается на критических, кризисных ситуациях и осуществление командного взаимодействия. На успешность выполнения задания влияют коммуникативные навыки, командное взаимодействие, сплоченность участников, стрессоустойчивость, соблюдение правил работы в команде) 
• Междисциплинарный тренинг (следующая ступенью отработки командного взаимодействия, когда в лечении пациента принимают участие одна или несколько команд специалистов различных медицинских дисциплин (анестезиологи, рентгенологи, хирурги, перфузиологи, бригада СМП) или даже немедицинских специальностей (МЧС, полиция, медики). 
Оценочный лист – структурированный перечень действий, которые необходимо выполнить обучающемуся для достижения поставленных задач. Он состоит из трех частей: 
- информации для обучающегося, 
- информации для инструктора 
- и собственно оценочный лист. 
Простые тренинги  - четырехэтапный подход:
• Демонстрация эталонного выполнения 
• Демонстрация эталонного выполнения с пояснениями инструктора/тренера 
• Демонстрация эталонного выполнения с пояснениями обучаемых 
• Выполнение упражнения обучаемыми 
Комплексные тренинги - трехэтапный подход:
• Попытка выполнения задания обучаемыми 
• Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию 
• Выполнение задания с использованием выработанных рекомендаций 
 
Таким образом, практические занятия с использованием симуляционного оборудования направлены на развитие самостоятельности учащихся, углубление, расширение, закрепление полученных теоретических знаний и формирование профессиональных и общих компетенций, учебных и профессиональных умений обучающихся «без страха» за неправильное выполнение и без риска для пациентов. Они предполагают выполнение студентами под руководством преподавателя одной или нескольких конкретных задач и направлены на формирование у обучающихся практических умений, развитие навыков командной работы, коммуникативной компетентности, а также понимания области применения теоретических знаний в медицинской практике. 
Симуляционное обучение не является панацеей от всех проблем образования, но оно является действенным и эффективным инструментом для решения целого ряда задач. 
 
Используемые источники: 
Симуляционное обучение в медицине / Под редакцией профессора Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. – М.: Издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013 – 288 с., ил.
Категория: Мои статьи | Добавил: fsn (19.12.2019)
Просмотров: 2783 | Рейтинг: 5.0/1